КОНСАЛТИНГОВЫЙ ПРОЕКТ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ГАЗЕТЕ:

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ, ТИПИЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, КОРРЕКЦИОННЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ

 

Часть II. О терминологии и том, что за ней скрывается

 

 

На главную

 

Резюме

 

Компетенции

 

Международные проекты

 

Программы тренингов

 

Отзывы клиентов

 

 Фотографии

 

Публикации

 

Гостевая книга

 

О терминологии и том, что за ней скрывается

«Как вы яхту назовете…»

В начале - несколько слов о терминологии. Консалтинговый и тренинговый бизнес имеет в России, да и во всем мире, не очень большую историю[1].. Общепризнанных дефиниций, по нашему мнению, пока еще нет. Мы ежедневно встречаемся с выражениями «преобразующий процессинг» и «процессно-ориентированный консалтинг», «тренинг-семинар» и «семинар-тренинг», «индивидуальный тренинг» и «трехдневный коучинг» и так далее. Поэтому, прежде чем пойти дальше, и избежать возможных недоразумений, представляется необходимым определить заявленный в заглавии предмет в терминологии, принятой в рамках нашей организации.

 

Тренинг – это инструмент развития навыков, предполагающий использование активных методов групповой психологической работы. В отличие от лекции или семинара, тренинг не столько дает теоретические знания, сколько формирует и совершенствует навыки, основываясь на индивидуальных переживаниях и ощущениях участников. Тренинг через адекватную обратную связь создает условия для повыше­ния мотивации участников к конструктивным измене­ниям, позволяет осознать нежелательные черты и свойства, провести безопасное для участника апробирование новых эффективных вариантов поведения и способов профессиональной дея­тельности.

Из изложенного видно, что тренинг – это групповая процедура (оптимальный размер группы, на наш взгляд, 9-12 человек). Эта процедура требует времени на «запуск» механизмов конструктивной групповой работы, на создание обстановки психологической безопасности, позволяющей участникам давать и принимать обратную связь. Нереалистичными (в рамках принятой нами терминологии) выглядят запросы или обещания провести тренинг «для двух сотрудников» или «часика на три».

Исходя из вышесказанного, очевидно, что тренинг, независимо от величины гонорара тренера, – достаточно затратный для организации инструмент. Предстоит оторвать от выполнения служебных обязанностей значительное количество персонала, да еще и не на один, как правило, день. Конечно, впоследствии эти затраты окупятся, но – при соблюдении определенных условий. Эффективно и безопасно для организации применять этот инструмент возможно лишь в случаях, когда ясна ситуация, проблемы и потребности.

Иначе, вполне может оказаться, что причина низкого уровня продаж рекламы крылась вовсе не в недостаточности навыков продавцов, а, например, в низкой эффективности работы отдела подготовки рекламы (дизайнеров).  И продавцы, прошедшие обучение за счет издания, пойдут работать туда, где  им и клиенту не приходится ждать две недели, чтобы увидеть разработанный оригинал-макет рекламного объявления (реальный случай из практики ежедневного издания).

Поэтому в нашей практике тренингу обязательно предшествует предварительная диагностика, как правило – за две недели до начала, с последующей адаптацией и коррекцией типовой программы под нужды конкретного издания и потребности конкретных участников.  

Консультирование – процесс, направленный на фасилитацию осознания клиентом проблем организации, причин их порождающих, и совместный с консультантом поиск путей решения. Мы избегаем консультирования с позиции эксперта, хотя, как давно замечено, «говорить правильные слова легко и приятно». Беда лишь в том, что эти правильные слова человек уже неоднократно слышал, читал о них, а зачастую - и сам уже пришел к нужным выводам[2].  Но если правильные слова не становятся правильными делами - есть, очевидно, какая-то причина, или комплекс причин, препятствующих их претворению в жизнь. Собственно говоря, поиску и осознанию клиентом этих причин и посвящены наши консультационные встречи с ним. Понятно, что такая работа требует времени, и иногда - значительного. Как правило, мы проводим двухчасовые встречи с клиентом один-два раза в неделю, и консалтинговый цикл длится месяцы, а иногда и годы.

Почему мы говорим о цикле? Работа консультанта не может быть завершенной по определению. В течение процесса консультирования развивается не только клиент. Развивается, как специалист, и сам консультант, развивается и изменяется рынок клиента. А проблемы, увы, почти никогда не решаются «окончательно и бесповоротно». Поэтому, даже по обсуждавшимся, и разрешенным на момент обсуждения проблемам, с течением времени консультант может предложить новые, более глубокие, подходы, а у клиента появляется готовность и мужество эти подходы  принять.

Таким образом, консультирование – уникальный индивидуальный инструмент, оптимально работающий в случаях, когда у клиента и консультанта в распоряжении есть достаточный временной ресурс.

Но иногда мы оказываемся в ситуации, когда именно временной ресурс становится наиболее дефицитным, и начинает играть роль  ограничителя прямого действия. Как правило – это ситуации, или связанные с кризисом менеджмента в издании, или -  с географической удаленностью объекта работы.  

Запрос о помощи из регионального издания – явление, достаточно частое в нашей практике. Разумный срок такой поездки – 5-7 дней (это обусловлено не только загрузкой консультантов, но еще и вполне понятной ограниченностью бюджета заказчика).  Для таких ситуаций  мы и разработали алгоритм работы консультанта, который назвали «консалтинговым проектом».

Консалтинговый проект – это комплексное воздействие на организацию, применяемое в условиях дефицита временного ресурса. Он включает в себя экспресс-диагностику организации, обработку и анализ информации, подготовку промежуточного отчета, работу над планом изменений, включающим основные характеристики целей, пути и методики их достижения, формирование комитета по изменениям, составление программы внедрения изменений, запуск процесса внедрения изменений, проведение коррекционных воздействий.

Дополнительно предусматривается оказание помощи в преодолении организационного сопротивления и решении возникших в процессе изменений проблем, так называемый коучинг руководителя, проводимый, как правило, в удаленном режиме (E-mail и по телефону).

 

 

 



1. Разумеется, можно рассматривать роль консультанта чрез призму архетипов, прослеживая историю бизнеса от мудреца, продавшего золотого петушка царю Додону. Но это не поможет решить стоящую перед нами проблему терминологии

2. Одно из преимуществ работы консультанта – мы имеем дело только с умными людьми. Люди недалекие просто не в состоянии осознать пользу взгляда «со стороны» (снова «смайлик»).

Хостинг от uCoz