|
Как из достойных отобрать
лучших. Отбор кандидатов в менеджеры по продажам
с минимальными затратами времени и
усилий |
|
Прежде всего – формулируем свои цели. Если Ваша цель - отобрать
лучших из возможных кандидатов, потратив при этом минимум своего времени и
усилий, тогда все нижеследующее – для Вас. Персональное собеседование с каждым – не самая эффективная, с
точки зрения трудозатрат, процедура. Да и вероятность ошибки достаточно
велика: умение произвести благоприятное впечатление – это необходимый, но явно
не достаточный навык для успешного продавца.
Как минимизировать усилия по отбору и обеспечить при этом достижение цели?
Задаемся вопросом – каким требованиям должны соответствовать
лучшие? Какие навыки им необходимы? Очевидно, коммуникабельность, умение
слушать (и слышать!) клиента, умение убеждать, умение работать в команде. Не
лишним будет и грамотность, умение связно изложить мысль в письменной форме
(например, написать коммерческое предложение, или поздравительное письмо
клиенту). Безусловно, будут нужны организованность, исполнительность, умение
самостоятельно планировать свою работу
и свое время. Не помешает, вероятно, и
определенная доля лидерских качеств (впрочем, здесь решать Вам). Выстраиваем систему, которая позволит проверить все эти качества
и получить представление о каждом
кандидате в сжатые сроки. Первая фаза отбора – конкурс резюме. Производим отсев по
формальным признакам (задаются произвольно, в соответствии с ситуацией на
рынке трудовых ресурсов). Вторая фаза – просим кандидата написать и прислать эссе «Почему я
хочу работать в компании «N». Обозначаем объем (1-1 1/2 стр.) и жесткий срок. Отсеиваем малограмотных, косноязычных,
неисполнительных и неорганизованных (не уложились в сроки или объем). При этом имеем в виду, что к третьей фазе должно дойти 8-12
человек (т.е. к участию в 3 фазе можем пригласить и тех, кто заведомо не проходит
по итогам 1-2 фаз). И первая, и вторая фазы проводятся дистанционно, не отнимая
времени более, чем необходимо на чтение присланных эссе (отбор по формальным
признакам поручаем секретарю). Третья фаза – приглашаем прошедших на процедуру финального отбора
(всех вместе!). Вычеркиваем тех, кто
пришел слишком рано - невротики или не умеют планировать. Вычеркиваем и
опоздавших - неорганизованны, или невезучие :-). Вычеркиваем, разумеется, «в
уме», потому что сейчас нам будет нужна группа кандидатов. Сама процедура отбора выглядит следующим образом. У нас есть
группа. Первое задание - индивидуальное: в течение какого-то времени (обычно
10-15 минут) составить ранжированный (это важно!) список из 10
качеств, которыми должен обладать успешный менеджер по продажам. Затем
формируем рабочие группы - "четверки" (тоже важно!), и даем задание
- составить общий, от группы, ранжированный список, который будет принят всеми
участниками обсуждения в рабочей группе. Иногда я добавляю стресс-фактор -
жесткое ограничение времени, с комментарием "группа, не уложившаяся в
"норматив", отсеивается в полном составе". Дальше - только
наблюдение за работой групп, иногда с видео-съемкой. И умение слушать, и умение убеждать, и умение работать в команде,
и лидерские качества - все проявляется, как на ладони :-). Успевай только фиксировать
(чтобы облегчить работу наблюдателя, полезно раздать кандидатам «бэйджики» и
попросить крупно написать на них имя и фамилию). Почему индивидуальный список и список от группы должны быть ранжированными? Потому
что задание вполне себе бессмысленное. Кто скажет, что важнее - та же коммуникабельность
или ответственность, или, к примеру, порядочность? И если списки качеств в
основном совпадают, то ранжирование всегда произвольно. Но, проделав работу по ранжированию самостоятельно, и "доказав" себе, что именно "вот это"
стоит на первом месте, человек и в группе начинает "упираться",
отстаивая свою "правоту". Почему в "четверки"? Потому, что из всех конфигураций
"малых групп" (тройки, четверки, пятерки) "четверка"
наиболее конфликтна. Даже расположение в пространстве в такой группе по
умолчанию происходит "крест-накрест" :-). Собственно, на этом можно и остановиться. Поблагодарить
участников, и распустить по домам, пообещав известить о результатах отбора по
телефону (Вам ведь не хочется объясняться, почему «вот того» взяли, а «вот
этого» – нет?). Но если подходящих пока еще больше, чем необходимо, или
наблюдений набрали мало, и трудно сделать выбор – можно запустить четвертую
фазу. Предложить каждому из них вот прямо сейчас, на глазах у группы,
попытаться продать что-либо - ручку,
блокнот, «Мерседес» за окном - «приемной комиссии». При этом учитываем, что
работа на глазах группы незнакомых людей может вогнать в сильный стресс даже самого
опытного и умелого продавца. То есть, оценивая, в уме делаем поправку на
экстремальность ситуации (но помним, что «стрессоустойчивость», умение
совладать со стрессом - тоже важное для продавца качество). Вот теперь из достойных у Вас остались действительно лучшие. А на весь отбор ушло 3-4 часа плюс время,
потраченное на чтение эссе. |